www.serjik.ru
 
Untitled Document

| новости | обо мне | фото | видео | статьи | форум | сделай сам | стантрайдинг |

 

 

ЗАМЕНА КОЛОДОК.

Сергей УГРЕШСКИЙ, Москва

Заменить тормозные колодки дискового тормоза на иномарке несложно. Но при условии, что вы знаете некоторые особенности конструкции и принцип действия узла.

Колодки пора менять, когда непосредственно тормозящая накладка - так обычно называют фрикционный материал на железном теле колодки - сотрется до толщины 1-1,5 мм {у новых колодок она составляет 4-5 мм). Чтобы измерить эту толщину, не всегда нужно лезть в суппорт с линейкой или штангенциркулем. На накладках, как правило, есть одна или несколько канавок. Они-то как раз и не доходят до металлической основы на те самые 1-1,5 мм. Увидев, что от этих канавок почти ничего не осталось,немедленно отправляйтесь в магазин за новыми деталями.

На колодке видны четыре канавки. Когда хотя бы одна из них начнет стираться, колодку нужно срочно менять.
Бывает, что колодки с одной стороны изнашиваются сильнее. Это признак неисправности суппорта: либо «закис» один или несколько поршней, либо (если речь идет о суппорте с «плавающей скобой») скоба плохо движется по направляющим. В этом случае ориентироваться нужно не на канавку, а на участок с максимальным износом. А еще лучше, как только заметите подобное явление, сразу обратитесь к специалистам, которые определят: можно отремонтировать этот узел или без замены не обойтись. Экономить тут нельзя - на карту поставлена ваша жизнь. Исходя из этих же соображений, нужно менять колодки только комплектом.
Иногда в коробке с новыми колодками лежат детали, например, противоскрипные пластины. Их тоже нужно заменить. Иногда надо дополнительно приобрести ремкомплект суппорта, состоящий, как правило, из направляющих «пальцев» ко-


лодок, различных скобок и пружинок. Скобки и пружинки нагреваются вместе с суппортом и со временем теряют упругость. Коррозия разрушает покрытие «пальцев», и с каждым разом их все труднее вынимать из гнезд. В конце концов их там заклинит, и, если попытаться их вынуть, суппорт будет поврежден. В результате очередная замена колодок закончится заменой узла в сборе.
Существует несколько конструкций суппортов, и работа с каждым из них имеет свои особенности.
Шестипоршневой суппорт переднего тормоза Suzuki GSX1300R Hayabusa. Устроен так, что колодки можно заменить, не снимая с мотоцикла весь узел. Удерживает колодки один палец. Сначала удаляем фигурную пружинную пластину, которая не дает колодкам свободно болтаться при езде и поддерживает зазор между колодками и диском постоянным. Для чего вывинчиваем болт с внутренним шестигранником. Когда она снята, вынимаем шплинт, затем палец, который удерживает колодки. Колодки удобнее всего вытаскивать острогубцами с изогнутыми кончиками. Особенность этих колодок в том, что на фрикционном материале есть четыре канавки, о которых мы упоминали раньше, причем одна из них доходит до металла. Они помогают пыли, грязи и продуктам износа колодок и диска покинуть рабочую зону. Чтобы тормоза не скрипели при торможении, с обратной стороны колодок закреплены противоскрипные накладки. Если на новых деталях их не окажется, переставьте со старых. Собирается суппорт в обратном порядке.

Yamaha R1.открутите болты крепления суппорта.в нем каждый палец с двумя шплинтами (выделены красным).Вынуть нужно все : пальцы(1),пластину (2),колодки(3).

Суппорт заднего тормоза Yamaha R1 расположен ниже оси колеса и, чтобы было удобнее работать, его лучше демонтировать. Иначе придется или класть мотоцикл на бок, что не очень хорошо для мотоцикла, или самому каким-то образом забираться под него, что не удобно для вас. Здесь колодки держатся на двух пальцах. Выньте стопорные шплинты (их здесь четыре штуки). Первый палец будет легче извлечь, если придавить пружинную пластину в сторону тормозных колодок. Чтобы колодки, перекосившись, не заклинили второй палец, поддавите их снизу. На фрикционном материале этих колодок нет канавок, придется вооружиться штангенциркулем и измерить толщину накладки.
Сборка, как и в предыдущем случае, происходит в обратном порядке. Не забывайте, что кронштейн сделан из алюминиевого сплава, и сорвать резьбу в его отверстиях проще простого. Болты, которыми крепится суппорт, затягиваются с моментом 2,5-3 кГ-м. Если надумаете по какой-либо причине отсоединить тормозной шланг, помните, что момент, с которым затягивается болт его крепления, тоже около 3 кГм. Эти цифры справедливы для большинства мотоциклов. Но если появятся сомнения или просто есть рядом справочная литература, не поленитесь заглянуть в нее и уточнить их. Кстати, если вы отсоединяли шланг, не забудьте после сборки прокачать тормоза.

Задний суппорт Yamaha FZX750. Здесь колодки можно заменить, не снимая суппорта.

Задний суппорт Yamaha FZX-75O по устройству аналогичен суппорту Yamaha R1, но расположен над маятником, и его снимать не обязательно. Достаточно снять пластиковую крышку, а затем все проделать, как описано выше.
Особенность суппорта тормозного механизма Suzuki Bandit 1200 в том, что палец, который держит тормозные колодки, представляет собой болт с головкой под внутренний шестигранник. Он закрыт в отверстии суппорта резьбовой пробкой со шлицом под плоскую отвертку. Если эта деталь при предыдущей замене колодок была затянута «от души» или «закисла» от старости, работая обычной отверткой, можно лишь испортить суппорт и разбить шлиц (а может быть, и руки). В этом случае без ударной отвертки не обойтись.

Утапливать поршни нужно поворачивая отвертку, но не орудуя ею как рычагом. Пусть это сложнее, зато меньше вероятность что-либо повредить,


Передний суппорт Suzuki Bandit 1200. Открутите пробку (1) (при необходимости - ударной отверткой) и палец (2). Придавливая колодки (3) к суппорту, выньте палец Перед тем как отпустить колодки, запомните расположение фигурной пружины (4) Положение пружины перед сборкой (5)

Для замены колодок суппорт этого типа нужно снять с мотоцикла. Но перед этим ослабьте палец, только не выкручивайте совсем. Пружина перекосит колодки, и снять суппорт будет намного труднее. Когда узел у вас в руках, перед тем как разбирать его дальше, обратите внимание на то, как стоит пружина. Она имеет сложную форму, и на разных мотоциклах установлена по-разному. Впрочем, если любите кроссворды и головоломки, то не забивайте голову пустяками и работа для мозгов во время сборки будет обеспечена. Если все же забудете, как стояла пружина, можно попытаться угадать ее положение по потертостям на тех местах, которыми она соприкасается с суппортом.
При сборке нужно вставить колодку передним концом в паз, а затем, сжимая пружину, утопить ее второй конец и вставить палец. Если после этого колодки точно заняли свое место и не болтаются, значит, все собрано правильно. В противном случае проверьте, так ли установлена пружина. И еще раз напоминаем излишне старательным: не затягивайте пробку с чрезмерным усилием - пользуйтесь резьбовым герметиком «слабой фиксации», а перед этим удалите остатки герметика, оставшегося после предыдущих сборок.
А теперь общие правила сборки любых суппортов. Вначале, чтобы новые, «толстые» колодки встали на свои места, утопите поршни подручным инструментом, например отверткой. Делать это нужно осторожно. Неловкими движениями можно запросто повредить пыльники поршней. Чтобы сохранить их, действуйте отверткой не как рычагом, а поворачивая ее (как показано на фото). Если в скобе имеется несколько поршней, их нужно отводить одновременно, так как при отжимании одного поршня давление в гидроприводе тормозов возрастает и тормозная жидкость выталкивает другие поршни. Случается, что они выдвигаются слишком далеко и пыльники рвутся. Особенно опасна такая ситуация для «пожилых» мотоциклов, у которых все резинки уже состарились, стали жесткими и покрылись микротрещинами. Порванные и растрескавшиеся от времени пыльники необходимо заменить. Иначе пыль и влага, попав в зазор между поршнем и отверстием в суппорте, быстро приведут эту пару в негодность, и через месяц-другой поршень станет подклинивать, а колодки будут изнашиваться «криво». Если поршней много, проще сначала вынуть одну колодку, отжать поршни и вставить новую. И лишь потом браться за вторую.
Если поршни суппортов вынимались, при сборке обычными смазками пользоваться нельзя. Поршни смазываются либо тормозной жидкостью, либо специальным силиконовым маслом. Капсулу с ним обычно кладут в ремкомплект, который содержит пыльники и резиновые уплотнительные кольца. Подвижные детали суппорта можно смазывать только специальными высокотемпературными смазками. Их можно отличить по содержащемуся в них блестящему красноватому медному порошку. Смазки должно быть чуть-чуть. Все излишки безжалостно удаляются.
Перед затяжкой болтов, крепящих суппорт к кронштейну, очистите резьбу и нанесите на болты по капле герметика средней фиксации.
Когда будете утапливать поршни, уровень тормозной жидкости в бачке поднимется. Возможно, жидкость придется откачать медицинским шприцем. Когда сборка завершена и суппорт встал на свое место, несколько раз нажмите на рычаг тормоза, пока колодки не прижмутся к диску. Снова проверьте уровень жидкости и при необходимости долейте. Немало байкеров, забывших это сделать, разбили свои мотоциклы, безуспешно пытаясь затормозить при выезде из собственного двора.

Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Стрит-сервис».

в начало

<< все статьи


     

Serjik(c) 2007