www.serjik.ru
 
Untitled Document

| новости | обо мне | фото | видео | статьи | форум | сделай сам | стантрайдинг |

 

 

Особенности тормозных шлангов.

Алексей НУРЛИГАРЕЕВ, механик-профессионал, Москва

Традиционная конструкция резиновых шлангов - что слоеный пирог. Внутренняя трубка - из герметичной, химически стойкой резины. Поверх нее - двухслойная капроновая оплетка. Наружная оболочка опять-таки резиновая. Присоединительные переходники - металлические фитинги.
Длина шлангов должна соответствовать ходу подвески, они не должны «болтаться» и «защемляться» подвижными деталями, например, траверсами руля. Вы скажете, что такие подробности нужны лишь строителю «самопала»... Ошибаетесь! Покупатель секонд-хэнда должен грамотно оценить состояние магистралей - это все равно что застраховать собственную жизнь.

Владельцу нового байка следует проверить состояние их уже после 5-6 тыс. км пробега или не реже раза в сезон. И обязательно после прохождения участков дороги, на которых по мотоциклу били камни. И потом, резина стареет, и совсем не зря производители мототехники требуют в обязательном порядке менять шланги через каждые четыре года. Если же «благородство происхождения» магистралей вызывает сомнения (то бишь, они не оригинальные), этот срок следует сократить вдвое. И зарубите на носу, что ультрафиолетовое излучение солнца медленно, но верно превращает резину в пористую «губку», а значит, магистрали уже не назовешь герметичными. Не обязательно тормозная жидкость начнет просачиваться наружу (хотя и такое случается), но для водяного пара микропоры вполне проницаемы, и он проникает внутрь. Влага в тормозной жидкости опасна тем, что температура кипения такой смеси резко понижается, подряд несколько интенсивных торможений -и в системе появится паровая пробка. Тормоза станут, как минимум, «ватными», а то, глядишь, и намертво заклинит колесо.
Постаревшие шланги при повышении давления внутри страдают вздутием. Чем это грозит?
Началом торможения «чайник» считает момент нажатия на рычаг или педаль, а это не так, ведь проходят какие-то мгновения, прежде чем внутри шланга образуется достаточное давление, это примерно 0,1-0,15 сек. А с какой скоростью вы несетесь? Сколько мотоцикл пролетит за это мновение? И где он окажется... Посмотрите на рисунок и вспомните фразу: «метра не хватило»...
Крайний случай старения - когда резина становится «ломкой». Осмотрите: нет ли трещин в местах крутых перегибов магистрали и в точках сопряжения с фитингами. Обнаружите - отшвырните шланг подальше без промедления и сожаления.

СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ
Но стоит ли его менять на другой резиновый? Может, «разоритесь» на тефлоновый в гибкой стальной оплетке? Ведь не зря же в последние годы производители спортивных мотоциклов, эндуро и даже «табуреток» все чаще оснащают серийную технику именно ими. Во-первых, армированный пластик не деформируется при повышении давления. По сравнению с «резинками» прирост скорости нарастания тормозного момента у суппортов со «стальной» магистралью составляет 10-15% -это колоссально много и несравненно более безопасно.
Во-вторых, тефлон не стареет и плевать он хотел на агрессивные среды. Для лучшего понимания: в посуде из такого материала можно хранить концентрированную кислоту. А по цене он не намного дороже резиновых: комплект, если усредненно, обойдется в $140-150. «Стальные» шланги фирм с известными именами - Lucas, Speedbrakes, Spiegler - стоят $140-170.
Но не расслабляйтесь до щенячьей инфантильности: и у новинки хватает недостатков. Пластик не столь эластичен, как резина: стоит его сплющить (например, при падении) - и «на все сто» доверять прочности шланга уже нельзя. Тонкая стальная оплетка может коварно, незаметно для пилота истереться о какую-нибудь деталь мотоцикла. Высокая степень жесткости - тоже палка о двух концах. С одной стороны, такой шланг меньше подвержен деформации при скручивании, но с другой - в местах стыка с фитингом он не столь долговечен и прочен, как резина. Так что, снова повторюсь, смотри в оба! Речь ведь идет о тормозах. Или, если иначе, о вашей жизни.

НЕ ДОВЕДИ ДО КОНТУЗИИ
Новичкам браться за замену тормозных шлангов очень не советую, это от души. Но если так сложится, что придется, то прежде запомните то, что посоветую.

Чистота рабочего места, инструмента, а также рук и одежд самого механика должна быть идеальной - как в хирургической операционной: сор, попавший в систему тормозов, способен продырявить уплотнители поршней или закупорить шланги. Понадобится динамометрический ключ: штуцеры фитингов и их прокладки нельзя передавить ни на йоту (момент затяжки -в пределах 2-2,5 кг.м. «Удавите» сверх нормы - прокладки расплющите, и сопряжение не выдержит давления жидкости.) Если же не дожмете, ясно, что тормоза «потекут». Ни в коем случае нельзя шланг скручивать: проходное отверстие в нем и без того невелико, а если еще и сузите русло, тормоза станут «задумчивыми», словно контуженные. На заметку: на резиновом шланге, как правило, нанесена продольная линия -метка, позволяющая определить, перекрутили вы его или нет.

ВЫБОР ПАЛ НА...
Теперь о шлангах в стальной оплетке. По перечню моделей, указанному на этикетке, убедитесь, что набор подходит к ва шему мотоциклу. И даже тогда «доверяй, но проверяй»: сравните длину старого и нового шлангов. Предпочтительнее те, что с дополнительной пластиковой оболочкой. Если ее нет, посоветую самим изготовить защиту (особенно для зоны наибольшего риска - в районе нижней траверсы вилки). Один из вариантов - из куска топливного шланга, а чтобы он не слетал, разрежьте его не вдоль, а по спирали. Не создавайте излишнего напряжения тормозного шланга на входе в фитинг - изогнув его под острым углом или закрепив вблизи деталей, испытывающих сильную вибрацию (например, непосредственно у суппорта).
Помимо «стальных» шлангов заводской сборки, существуют и комплекты «сделай сам»: отдельно шланг (сколько скажете, столько вам и отмерят), отдельно - разборные фитинги. Они дешевле: набор для пары суппортов стоит около $60: метр магистрали - $6-7, фитинг - от $6 за анодированный до $15 за «хром». Но предупреждаю: браться за сборку шланга следует лишь тем, кто в технике «собаку съел»


и у кого руки растут из нужного места. Выберите форму фитинга - чтобы было удобно провести шланг под наиболее выгодным углом. Продаются детали с разными наклонами штуцера. Торцы шланга нужно подготовить к сборке: оберните их клейкой лентой (иначе разлохматите оплетку) и тонким наждаком сгладьте неровности трубки. Убедитесь, что в месте зачистки не осталось заусенцев, и сильной струей воздуха «выдуйте» попавшую в трубку пыль. Снимите ленту и наденьте на шланг гайку. Между стальной оплеткой и пластиковой трубкой вставьте распорную втулку «крутым» конусом на шланг. Следите, чтобы трубка вошла в проточку до упора. Вставьте в нее направляющую часть фитинга и, не шевеля сборку, рукой по резьбе крутите гайку до упора. Теперь через деревянные проставки зажмите в тиски головку фитинга и динамометрическим ключом зажмите гайку моментом 2-2,3 кг.м.
Приступайте к сборке второго переходника. Расположите его так, чтобы шланг не принял форму «серпантина» - учитывайте углы разворота фитингов на тормозной «машинке» и в суппорте. Если шланг перекрутится, переходник придется разбирать и распорную втулку деформируете. Повторно фитинг установить не удастся - это штука разового использования. Так что действуйте как сапер - сверхаккуратно и сверхвнимательно. Можно повторить родную проводку: например, если на колесе два суппорта, проведите к ним шланги через разветвитель


или к каждому пустите «свою» магистраль.
Можно ли безоговорочно доверять «сборным» шлангам? После того, как я оснастил ими несколько десятков байков, уверенно говорю - да. Но позволю напомнить, что заводские изделия подвергаются испытанию давлением, многократно превышающим эксплуатационное
значение - вы ничего подобного провести не сможете, потому следите за поведением собственного «произведения» с повышенным вниманием.

Не доставляйте лишних хлопот Минздраву. И себе -любимому.

Редакция благодарит за помощь в организации фотосъемки фирму «Мото-help»

в начало

<< все статьи


     

Serjik(c) 2007