МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
В феврале 2014 мы с женой один большой семейный юбилей решили встретить в далекой Полинезии на Гавайских островах - поселиться в местечке поромантичнее, взять машину и мотоцикл, и провести юбилей так, чтобы, как писал классик соцреализма, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» ))
Немного общеизвестных фактов про Гавайские острова мы узнали из интернета. На островах отсутствуют четко выраженные сезоны, круглый год там мягкое нежаркое лето. Температура воды постоянна, около +22 +24, температура воздуха днем +28 +30, ночью +18 +22. Интересно, что в языке коренного населения Гаваев отсутствует слово «погода» – она там всегда одинаковая, чего ее обсуждать )) Вопросы туристов о погоде на завтра – постоянная тема для тамошних местных шуток. На островах отсутствуют ядовитые змеи, крупные млекопитающие и хищные птицы, почти нигде нет надоедливой мошкары. В общем, такой вот небольшой рай на Земле. Так ли это – мы решили проверить лично.
По количеству природных и исторических достопримечательностей в Гавайском архипелаге несомненный лидер - остров Оаху. Перед нашим путешествием мы составили свой личный путеводитель по Оаху – помимо разнообразных достопримечательностей, нам хотелось непременно проехать по всем местным дорогам и опробовать большинство тамошних пляжей.
С бронированием жилья и машины вопрос решился относительно легко и недорого, но вот с мотоциклом все оказалось совсем не просто. Если в прошлых поездках по США (
http://www.motoforum.ru/forum/topic43345.html ,
http://serjik.ru/forum/index.php?topic=25533.0) мне просто давали мотоцикл покататься, то на Гаваях его надо было взять в прокат, так что от выбора глаза разбегались. Ну и еще сумятицу внес наш погодный предсказатель Гисметео. Хотя на Оаху зимний сезон отличается от летнего в основном высотой волн, Гисметео упорно рассказывал о ежедневных грозах и общем похолодании. А вот Яндекс радовал предсказаниями солнца и постоянного тепла. Поэтому решили лететь отдыхать «по Яндексу» )), но арендой мотоцикла заняться на месте, оценив реальную тамошнюю погодную обстановку. Уже там, на Гаваях, мы поняли, в чем было дело – местная погода сильно меняется в зависимости от части острова, в одной бухте может быть дождь, а в соседней – яркое солнце. Поэтому прогноз погоды возможен только для конкретной точки, где расположена определенная метеостанция.
И вот мы в Гонолулу. Первое впечатление от Гаваев – жарко, влажно, солнечно. В топку Гисметео, Яндекс победил! ))
Мы берем машину и отправляемся к нашему временному пристанищу – дому в горном тропическом лесу на севере острова. Единственный минус горного расположения дома – короткий, но очень впечатляющий серпантин на подъезде к нему, скорость местами ограничена до 5 (пяти!) миль в час, и это ограничение вовсе не показалось нам чрезмерным )) Зато дом оказался расположен на большом участке тропического леса, кругом цветы и пение птиц, кокосовые пальмы, обстановка прост сказочная! Крыша дома еле виднеется в лесу.
Недалеко от нашего дома, в конце серпантина – старый полинезийский храм. Как оказалось, полинезийцы не очень старались при строительстве своих храмов – им хватило лишь обломков вулканических пород.
Оаху – настоящее птичье царство, поскольку естественных врагов у птиц здесь нет. Птиц очень много везде, в парках, на пляжах, да и просто на улицах, дорогах и автостоянках. Чаще всего видишь диких кур, но перечислить всех не получится – не хватает познаний в орнитологии )) На деревенских улицах часто приходится притормаживать, чтобы не переехать какую-нибудь зазевавшуюся птаху.
МОТОЦИКЛ.
Постепенно разобравшись на местности, я определился с мотоциклом. Трезвый взгляд на очень непростой серпантин у нашего дома, загруженные гавайские дороги и серьезные ограничения скорости на Оаху (35-45 миль в час на большинстве дорог) заставили отказаться от планов взять тяжеленные Индиан или Харли серий Дайна или Софтейл – их «магистральные» возможности реализовать там негде, а вот на серпантинах мог намучиться. Нужен был мотоцикл относительно легкий, но интересный – ведь все-таки празднуем )). Поэтому разнообразные скутеры и прочие «осьмушки»-«чекушки» тоже были отброшены сразу, и выбор в итоге свелся к двум моделям – классическому «англичанину» Триумф Бонневиль или не менее классическому «американцу» Х.-Д. Спортстер. Я решил, что раз уж мы находимся в одном из штатов США, то надо поддержать отечественного производителя, и остановил выбор на Харли ))
Далее – выбор конторы. Аренда мотоцикла в США – удовольствие не из дешевых, цены стартуют от 100-150 долларов за сутки, но если взять на несколько дней, то могут снизиться раза в полтора-два, к тому же и торг никто не отменял. Но для сравнения, полноразмерный седан Меркюри Гранд Маркус с V-8 , 4.6 литра мы взяли по цене всего лишь 17 (семнадцать!) долларов в день. В итоге, порывшись в интернете, выбрал несколько мотоконтор с приемлемыми ценниками и виртуально неплохим выбором техники. Первым в списке был офис «Биг Кахуна».
Нам выкатили Х.-Д. Спортстер 1200. Мотоцикл оказался заслуженным ветераном, неоднократно уроненным и крайне небрежно и недорого восстановленным методом покраски из баллончиков. Или валиком красили, не суть важно )) Пробег - 27 000 миль. Ну да ладно, может для них, гавайцев, это нормально, да и просят недорого… Уже заплатив за аренду 300 долларов, неожиданно выслушиваем напутствие хозяина беречь вверенную технику, как зеницу ока, поскольку мотоцикл отличный и за каждую царапину спрос будет строжайший! Дальше развернулся любопытный диалог:
- ОК, тогда пойдем отметим все царапины (обычное дело при аренде авто).
- Нечего там отмечать, мотоцикл новый!
- Как – новый?
Да он на боку проехал больше, чем на колесах!
В общем, слово за слово, и сделка не состоялась. Гаваец что-то проворчал о несговорчивых русских, лезущих со своими правилами в их замечательный Алоха штат. На вопрос, бывал ли хозяин конторы на материке и сталкивался ли он со стандартным американским сервисом, ответа не последовало, зато встал вопрос возврата денег. Гаваец не возражал, потребовав возместить его затраты на банковскую операцию – 2 %. Спорить о 2-х процентах от 300 долларов было не серьезно, я согласился, и тут хозяин стал высчитывать требуемую сумму на калькуляторе !!!!!! Он это проделал дважды, и в обоих случаях результата не добился )) Разочаровавшись в возможностях электроники, он махнул рукой и неожиданно сказал :
- Давай 4 доллара!
Когда уже отъехали от «Биг Кахуна» жена мне сказала, что вроде заметила у них символику геев. А я ей в ответ:
- Да какие он геи, обычные пид….расы ))
Следующей в списке была контора, про которую в «Биг Кахуна» пренебрежительно заметили: «Да это совсем не конкуренты, у них вообще ничего нет, кроме арендного кусочка парковки». Разговор с грубоватым менеджером подтвердил наши сомнения, и мы двинулись к офису еще одной фирмы. И на этот раз все прошло просто замечательно!
Расположенная по соседству с «Биг Кахуна» прокатная контора «Чэйс» продемонстрировала совсем другой уровень сервиса. Количество почти новой техники впечатляло!
Предложенный годовалый Х.-Д. Спортстер 1200 Кастом никаких вопросов у нас не вызвал. Да и заплатили в итоге чуть меньше, чем в «Биг Кахуна». К мотоциклу мы получили пару шлемов и путеводитель по Оаху.
Понравился ли мне этот мотоцикл? И да, и нет.
Плюсы:
1. Внешний вид и звук – замечательны! Образец для подражания, который много лет копируют прочие мотопроизводители техники подобного класса. «Ружейно-затворный» звук включающейся передачи – вообще отдельная тема ))
2. Малообслуживаемость. Завел и поехал, клапана регулировать не надо, карбюраторы синхронизировать – тоже, главная передача - долговечный необслуживаемый ремень.
3. Достаточно комфортен. Именно на этой модели не понравилось расположение рукояток руля, но это легко переделать «под себя», тюнинга на Харли невероятно много.
4. Экономичен, расход бензина составил около 5 литров на сотню.
5. Отличный разгон на низших передачах.
Минусы именно этой модели:
1. Стильные зеркала с хорошим обзором расположены слишком близко к рулю, в перчатках с развитой защитой их легко задеть просто при управлении мотоциклом.
2. По сравнению с «младшим» Спортстером 883 мотоцикл слегка растолстел и стал не таким отзывчивым при рулежке, но при этом прибавка в динамике совсем не такая, какую ждешь от мотора объемом 1.2 литра. Разгон на 5-й передаче вообще разочаровал – показалось, что и 883-й был не хуже.
3. Слишком широко расположенные подножки заставляют осторожничать при поворотах –иногда цеплялся ими за асфальт.
4. Оказался чувствителен к качеству топлива.
Отдельная тема – пресловутые вибрации, присущие мотоциклам Харли-Давидсон. Для кого-то это изюминка Харли, а для кого-то – ужасно раздражающий недостаток. Вибрации на этом Спортстере присутствуют ровно такие, чтобы ездок понимал, на каком мотоцикле он едет. Но лично мне и на самом старом, самом «вибрастом» Спортстере с мотором, жестко закрепленном в раме, эти вибрации никак не мешали (
http://www.motoforum.ru/forum/topic50321.html).
Скажу крамольную вещь – старый «мелкий» Спортстер 883 мне понравился больше. Он управлялся гораздо лучше , чем 1200 Кастом, и при этом не так уж сильно проигрывал в динамике.
ТРАФИК НА ОАХУ
Гавайцы быстро подкорректировали наши первые радостные впечатления от их краев. Еще в процессе подготовки поездки я с удивлением читал про советы путешественникам не оставлять ничего ценного в своих машинах. Действительно, почти на всех автостоянках висят красноречивые плакаты.
Полицейские на авто постоянно патрулируют стоянки, поскольку воровство местным населением туристического скарба – настоящий бич Гаваев. Кроме того, удивила неаккуратность островитян в общественных местах. Если континентальная часть США выглядит чистой до стерильности, то на Оаху совсем не так. Выбросить объедки прямо на пляж, закатить в океан старую покрышку, бросить под ноги пустую бутылку для гавайца – обычное дело.
Ну а если полинезиец оказывается за рулем, то его стиль вождения очень напоминает езду наших соотечественников из южных регионов. Неторопливо выехать со второстепенной без поворотников и подрезав весь поток машин, не пропустить в плотном трафике, а наоборот, прибавить газу, чтобы помешать соседу перестроиться – вот обычный стиль вождения коренного жителя Оаху. При этом на раздолбанном пикапе местного цветного можно увидеть расистский лозунг «Не паркуйся рядом, если ты не гаваец!». Если же водитель оказывает любезность в трафике – почти всегда он светлокож. Конечно, гавайскому хамству и неаккуратности далеко до привычных россиянину реалий, но по сравнению с остальной частью США увиденное шокировало. Это совсем не соответствовало официальному лозунгу штата Гаваи – «Алоха штат» (Алоха – гавайское приветствие). Местный люд оказался вовсе не приветливым, особенно на фоне очень доброжелательного поведения людей на континентальной части США.
ПДД на Гаваях запрещают мотоциклам двигаться между рядов, а вот в Калифорнии, к примеру - пожалуйста. Зато шлем на Гаваях не обязателен.
Алкогольная норма для водителя – примерно вдвое больше российской.
ДОРОГИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Девушка-администратор, оформлявшая мотоцикл, дала толстый бесплатный путеводитель по Оаху, на котором отметила самые интересные для туристов места, куда надо обязательно прокатиться. Почти все отмеченные точки совпали с нашими планами, и мы стали осваивать Оаху.
Весь остров по периметру опоясывает кольцевая дорога, а еще одна из основных магистралей пересекает остров с севера на юг. Эта дорога оказалась самой скучной – на юге в Гонолулу плотнейший трафик, напоминающий МКАД….
….а потом однообразная трасса, которую оживляли только плантации ананасов вокруг.
Больше по этой дороге мы старались не ездить.
Дорога от нашего дома на юг вдоль западного берега Оаху оказалась куда интереснее.
Серпантин вдоль побережья сразу привел в заповедник Ваимеа. Он расположен совсем рядом с нашим домом и представляет собой красивую долину вдоль реки, оканчивающуюся уютной бухтой в том месте, где река впадает в океан.
Мы кидаемся в воду в этой бухте, не сразу осознав размер и силу волн. Вроде бы подумаешь, волны там какие-то, что мы, волн что ли не видели… С трудом выбравшись обратно, больше так опрометчиво мы уже не плавали. Зима на Гаваях – не случайно сезон серфингистов, а северный берег Оаху – их Мекка, ведь высота волн здесь может быть 3-5 метров и более. К Тихому океану надо относиться с уважением. Об этом напоминают часто встречающиеся мемориалы погибшим пловцам.
Но тем и хороши Гаваи, что всегда можно найти пляж или бухту на любой вкус. На Оаху пляжи тянутся километрами вдоль всего побережья. Людей на большинстве пляжей почти нет – ведь все приезжие туристы остались в Гонолулу ))
А на этот раз мы, придя в себя после несколько необычного купания, двинулись в заповедник. Вдоль реки в сторону гор проложена тропа, вокруг – джунгли.
Ну и цветы, цветы… Вроде бы вообще не ботаник, но родился бы на Гаваях – может и стал бы ))
Конечная цель на тропе – водопад Ваимеа. Он знаком всем, кто смотрел сериал «Остаться в живых» (в оригинале Lost) – именно у этого водопада герои ныряют и находят упавший самолет.
Все желающие могут окунуться у водопада, для этого там дежурят спасатели, в обязательном порядке вручающие плавательные жилеты. Они тут всех размеров вплоть до крохотных детских – ведь многие путешествуют с малышами, их тоже купают у водопада, а самых мелких возят на специальных маленьких плотиках. При этом температура воды – ну как обычно в горных реках.
Если проехать по западному побережью чуть дальше на юг, можно попасть в исторический центр городка Халейва, застроенный деревянными домиками начала 20-го века.
Одна из достопримечательностей – Радужный мост 1921 года.
Главный пляж Халейвы почти пуст, рыбы мельтешат совсем рядом с берегом.
Неожиданно к самому берегу подплыли несколько огромных черепах. Такого мы еще не видели!
Но что там черепахи – недалеко от берега выпрыгивают из воды горбатые киты! Вот только делают это они куда быстрее, чем мы успеваем их сфоткать, так что в кадр попадают только их хвосты и плавники )) .
А вот большая акула оказалась очень неторопливой и с удовольствием нам позировала (фотки акулы и китов сделаны во время морской прогулки).
Немногочисленные туристы активно осваивают плавание на досках с веслом в гавайском стиле. Особенно популярно путешествие на доске по впадающей в океан реке к лежбищу гигантских черепах.