В конце сентября 2012-го я прокатился по заповедникам и национальным паркам четырех западных штатов на H.-D. Sportster 883. Мотоцикл был 2002 года с пробегом около 15 000 миль. Стоит он там около 4000 $. Мотопрогулку по не зависящим от меня обстоятельствам пришлось совершать в режиме «лайт», наподобие того, как путешествуют на мотоциклах «звезды», тот же Айвен Мак-Грегор – с машиной сопровождения, в которую можно положить лишнюю одежду, припасы и даже канистру с резервным бензином. На эту роль был взят новый Додж Эвенджер с мотором V-6 объемом 3,6 литра и мощностью 280 л.с. Прокат этого авто обошелся по 22 доллара в день – дешевле, чем обзавестись парой кофров )). Вот только в пути не поболтаешь с остальной «командой» .
Маршрут мотопутешествия разрабатывался очень тщательно и представлял собой гигантский неровный овал, соединяющий парки Капитол Риф, Арки, Каньонлендс, Меса Верде, Петрифайд Форест, Седар Брейкс. Также предполагалось обязательное купание на озере Пауэлл и заезд во всевозможные попутные заповедники. Небольшой отрезок пути проходил по знаменитой Rout 66. Такой маршрут, да на Харли – это было предложение из тех, которые невозможно отклонить
Общая протяженность пути – около 3000 км, времени на поездку – одна неделя.
Каждый день этой мотопрогулки был тщательно спланирован таким образом, чтобы на собственно дорогу приходилось в среднем около 400-500 км, а экскурсии заполняли все светлое время суток. Ну а когда в темноте уже ничего нельзя было рассмотреть, двигался к месту ночевки, как правило, километров за 50-100 от того места, где заставал закат. Отели были забронированы заранее, обычно недорогие мотели уровня Супер 8 или Мотель 6 со средней стоимостью хорошего семейного номера (чтобы разместилась и «команда сопровождения») от 60 до 100 долларов, зачастую с завтраком. Чтобы сэкономить на расходах, отели выбирались в городках, расположенных не в самих парках и заповедниках, а километрах в 20-50 от них. Там и номера, и кафе, и заправки с магазинами оказывались гораздо дешевле.
По дорогам США можно путешествовать двумя способами. Конечно, можно выбрать хайвей, соединяющий пункты назначения кратчайшим и быстрейшим образом. Но гораздо интереснее прокатиться по старым узким дорогам, которые идут в стороне от магистралей примерно в том же направлении. Зачастую такие дороги помечены в картах как Scenic Road или Scenic By Way, что обещает путешественникам бонусные попутные красоты. Я по возможности старался выбирать именно такие местные дороги, выдвигаясь на хайвеи только в крайнем случае. Почти весь маршрут пролегал в гористой местности с перепадом высот от 1000 до 3000 метров над уровнем моря.
Ну а теперь про Харли….
Как известно, в российском мотонароде отношение к продукции H.-D. обычно диаметрально противоположное. Есть ярые фанатики, искренне разделяющие всю мототехнику на "Первомотоциклы" и остальные никчемные "рисомолки"
Гораздо больше их антиподов, считающих, что исключительный многолетний коммерческий успех H.-D. - всего лишь результат грамотного маркетинга, а их мотоциклы - такие же ведра с болтами, как в прошлом наши "Уралы". Однако значительная часть этих «антиподов» - латентные фанаты Харли
Я не принадлежу ни к тем, ни к другим, и поэтому полагаю, что могу оценить Спортстер объективно.
Плюсы:
1.Комфорт ездока. Очень удобная посадка, все на своих местах, прекрасный обзор в зеркалах. Сидеть и управлять ОЧЕНЬ удобно. Стабилен в движении, особенно это чувствуешь, совершая непривычно уверенные маневры на "пешеходных" скоростях.
2. Очень экономичен! Был удивлен расходом 91-го бензина - от 4.5 до 5.5 литров на сотню при скорости 100-130 км/ч.
3. Красавец! А звучит еще лучше, чем выглядит!
4. Надежен - за 3000 км ни одного масляного пятнышка, ни одна лампочка не перегорела.
5. Очень малообслуживаем - ехал, заправлялся, и снова ехал. За 3000 км на своей Хонде извел бы полбаллона смазки для цепи и раза три эту цепь подтягивал бы.
Минусы, ну или особенности именно этой модели Спортстера
1. Пассажирская сидушка условная. Вроде номинально присутствует, но племянница после 60-ти километровой прогулки уже жаловалась.
2. Все реакции на органах управления как бы "размазанные", тормоза, газулька и сцепление с большими ходами и приличным усилием. После Спортстера моя Хонда воспринималась как компьютерный симулятор, настолько легко все включается.
3. Маленький бак, пробег между заправками всего лишь чуть больше 200 км. Правда, бывают у Харлеев баки и поменьше, зато есть повод размяться.
4. Нет защиты от запуска мотора на передаче или откинутой подножке. Но может, для ненового мотоцикла это и плюс – меньше проводов и всяких выключателей.
5. Исключительно узкая заправочная горловина. Почему- х.з.
Многие наши "байкеры", особо и не ездившие на Харли, рассказывают о его якобы "чудовищниых" вибрациях, разрушительных как для организма пилота, так и для самого мотоцикла
Я эти вибрации почти не заметил, гася их своими 90 кг живого веса, но вот райдер более мелкий по комплекции может почувствовать реальный дискомфорт на скоростях чуть больше 80-ти. Я же ощущал только легкую дрожь на жестких выносах. При этом надо учесть, что Спортстер, на котором я путешествовал - самый "вибрастый" из Харли, с жестко закрепленным на раме мотором без балансирных валов.
Часто народ обсуждает якобы невероятно жесткую подвеску Харли. Ну, не знаю, что я бы ощутил на родимых направлениях, а на любых дорогах и дорожках в США, даже грунтовках и щебеночных грейдерах, никакого дискомфорта я не заметил.
Главное впечатление от этого мотоцикла у меня сложилось такое: он почти идеально подходит для той амерской среды, для которой создан. Прямые хайвеи с завораживающими пейзажами, быстрый, но спокойный, без суматохи и мельтешения трафик, недорогой доступный сервис - здесь Харли в своей стихии .
Купил бы я его себе, в свой Воронеж? Пожалуй, нет…Слишком пафосно и неудобно, особенно по моей провинциальной жизни. Ну вот на Хонде приехал к приятелю на дачу водки выпить, никто и не обратил внимание, что на мото. С Харли такое не прокатит .... А вдруг потеряю какой-нибудь дюймовый болтик-гаечку, так буду заказывать его в США, ну или в Москве, что еще дороже.
В России любая амерская техника несет прежде всего имиджевую составляющую. Даже бюджетнейшие по амерским меркам Додж Калибр или Понтиак Вайб, которые в США не пользуются вообще никаким спросом, в России - имиджевые авто, не говоря уже о «кораблях» типа Шеви Сабарбан, любимой машине амерских фермеров и многодетных семей
Так и с Харли в России, его выбирают душой, только потому, что это - Харли. Но лично меня эта имиджевая часть не трогает. Проживаю в провинции, скоро шестой десяток пойдет, так что, как в той старой рекламе Спрайта, жажда для меня уже важнее имиджа
Ну а теперь собственно путешествие!
День первый.
Итак, старт! Двигаюсь через всю Юту на юг, но по пути сворачиваю с хайвея в горы, чтобы проехать через Ист Каньон Стейт Парк . Извилистая дорога …..
……выводит к горному озеру. Оно - искусственное. Этот парк - типичная придумка в тех засушливых краях: горная речушка перекрыта плотиной, в результате образуется искусственное озеро, где местные отдыхают, рыбачат, плавают на разной водной технике.
Вот только пелена дыма от лесных пожаров в Айдахо подпортила прекрасный пейзаж.
Ну а следующая остановка – на армейской авиабазе Хилл. На этой базе работает отличный авиамузей, причем бесплатный. Я, большой любитель военной истории, никак не мог проехать мимо, тем более, что и мототема там тоже представлена
.
Очень необычно вживую увидеть технику, о которой раньше только читал да изредка видел по телевизору. Значительная часть экспозиции посвящена Второй Мировой. «Летающая крепость» В-17 и «Либерейтор» В-24 стоят в окружении истребителей.
Вот Р-40 времен налета на Перл-Харбор, а рядом стоит «Лайтнинг». На таком воевал и погиб писатель Антуан де Сент-Экзюпери. «Тандерболт» патриотически разукрашен совершенно фантастическим количеством крестиков, символизирующими несуществующие воздушные победы . В-25 «Митчелл» (такие бомберы совершили первый налет с авианосца на Токио) грозно ощетинился невероятным количеством стволов.
Отдельная тема – война в Корее. На символической «Аллее МиГов» «Сейбр» и «Шутинг Стар» соседствуют с нашим МиГ-15.
В соседнем зале – война во Вьетнаме. «Фантом» и «Тандерчиф» стоят рядом с МиГ-17 и МиГ-21.
Особое внимание обращаешь на SR-71. Полеты именно этого суперсамолета наверняка породили значительную долю сообщений о «летающих тарелках» :rolleyes:
Некоторые авиамонстры расположены на площадке рядом с музеем. Вот «Суперфортресс» В-29, прошедший Вторую Мировую и Корейскую войны. Интересно, что именно с этим самолетом связано появление в отечественном машиностроении винтов под крестовую отвертку – это новшество было внедрено в процессе копирования В-29 при разработке его советской копии (именно копии, а не аналога!) Ту-4. Рядом стоят символы «холодной войны» - стратегические бомбардировщики В-1 и В-52.
Горные дороги вывели нас на смотровую площадку, с корой открывается великолепный вид на озеро Юта и раскинувшийся у его берегов городок Прово. Склоны гор облюбовали местные парапланеристы. Удивил возраст некоторых из них – явные бородатые ветераны труда и седовласые пенсионеры.
День второй.
Путь продолжается дальше. Двигаюсь параллельно хайвею, ведущему на юг, по старой дороге среди гор и мелких городков. В одном из них сильное впечатление произвел огромный мормонский храм на холме. А городок-то из одной улицы!
Постепенно пейзажи становятся все живописнее. С каждым километром ощущаешь, что приближаешься к одному из самых красивых регионов США - границе Юты и Аризоны.
И вот въезжаю в национальный парк Капитол Риф. Его главные достопримечательности –Scenic Road среди могучих скальных массивов и петроглифы (наскальные рисунки древних индейцев). Интересно, что эти петроглифы можно часто увидеть в телепередачах о возможных палеоконтактах наших предков с инопланетянами – очень уж странного вида «люди» там изображены.
Прокатившись по Капитол Риф, двигаюсь дальше. Дороги в тех краях по своей красоте ничуть не уступают паркам. Кажется, что любую обочину можно огораживать и создавать очередной парк или заповедник.
Следующая остановка после Капитол Риф – парк штата Долина Гоблинов.
Странного вида образования созданы мягким глиноподобным грунтом, обработанным ветром и водой.
Попал я туда уже на закате, и окружающая местность в закатных лучах стала приобретать совершенно фантастический вид. За полчаса до захода солнца краски местности стали резко меняться от ярко-рыжего до серого.
В дальнейшем это станет доброй традицией этого путешествия – встречать закат в каком-нибудь необычном месте.
В сгущающихся сумерках дорогу перебегают олени.
Сначала они вызывали умиление, но в некоторых штатах олени – настоящее бедствие для автомобилистов. Особенно они досаждают в Вайоминге – отъевшиеся и совершенно не боящиеся ни людей, ни техники, олени там - реальная угроза для водителя.
И уже в темноте приезжаю на ночлег в городок Грин Ривер.