Собрав волю в кулак дописываю третью, финальную часть рассказа. Наверное, она получится либо самая лучшая из всего рассказа, либо самая бестолковая и путаная. Отрезок пути от Байкала до острова Русский были самыми запоминающимися для меня, некоторые события, люди и виды крепко врезались в память, надеюсь, я сохраню их еще много лет, а мое корявое повествование поможет в этом)
Продолжение дня 17: Усолье-Сибирское — Клюевка. 350 км.
От Миши Аль Пачино мы уехали далеко за после обеда, отведали бурятских поз, было вкусно. Эти перекормленные пельмени, истекающие соком, едят руками и пробовать их при проезде тех краев строго обязательно.
У стелы на въезде Бурятию познакомились с калининградскими ребятами, идущими в Магадан, и одна из наших наклеек отправилась на север. Мотоциклисты, пробирающиеся в Магадан, будут преследовать нас до самого Сковородино, ненавязчиво намекая на то, что крутые парни уходят на север, а Владивосток – это маршрут для бабушек на скутерах.
Заночевали в Клюевке, успев занять последний свободный номер небольшого мотеля. Я с невозмутимым видом проехал по дощатому полу террасы, где основательно бухала компания местных <s>гоп</s> жителей, припарковал мотоцикл у двери номера и радостно убежал ужинать.
День 18: Клюевка - Танга. 650 км.
Стартанули после небольшой прогулки по берегу Байкала, наш мотельчик стоял почти на самом берегу. В Бурятии жесткие ремонты, многие километры прыгаем по скальнику, опасения за целостность колес мешают жить. После Улан-Удэ на холме виден интересный монумент, карабкаемся туда, но едва не опрокидываем мот. Остаток пути пешком)) Класс показал Уазик-головастик, лихо заруливший на самый верх "Стоянки Гесера". Открывается фантастический вид на Селенгу и кладбище, расположенное на почти отвесном склоне. Пошатались там, побросали монетки и покатились дальше. Ремонты становятся все страшнее, надежда дойти до Читы по светлому медленно тает в тучах пыли.
На границе Бурятии и Забайкальского края встретили мототуров из Коми, Игоря Зырянова с товарищами. Поболтали про дороги, пофоткались у стелы и разъехались. Если вы едете на перегруженном Дьевиле со сложившимся амортом, и люди на Тиграх и Гусях говорят вам, что впереди автобан - не верьте им, впереди вас ждут ухабы и кочки)) Повстречали на обочине памятник Трактору. Табличка на монументе гласила: "Здесь, какого-то числа, какого-то месяца 1979 года был положен последний метр асфальта, соединивший Иркутск и Читу". Лена едко заметила, что с тех пор дорожная техника и ремонтники на этой дороге не появлялись, и остатки асфальта покоятся здесь аж с 79 года.
Увидели ДПСников в засаде и большую турынду с европейскими номерами рядом. Интурист радостно улыбался гайцам, не менее радостно помахал нам рукой и я, решив, что помощь не требуется, тормозиться не стал. И не ошибся, через пару минут мот из солнечной Испании растаял в лучах забайкальского заката, бодро обогнав нас. Догнали мы его километров через сто, на АЗС подозрительного вида. Познакомились. Это был Уго, кругосветчик на Супер Тенере, едет давно и долго, и ближайшая цель - Владивосток. Услышав англоговорящую Лену, Уго от радости едва не уронил мот и решил ехать с нами.
А ехать надо поскорее, ибо надвигается ночь, которая темна и полна ужасов, а гостиниц в краях маловато, а с заселением в них напряжно, в ближайшей гостинке был свободен только один двухместный номер. Подселять туда третьего наотрез отказались, бросать Уго было как-то не по-людски, и я, загрустив, протер фару и поехал в Читу, оставалось 200 с небольшим километров. Но чудеса иногда случаются. Через 20 км встречается мотельчик, а в нем оказывается единственный свободный трехместный номер. Разгружаем моты, обматываем их противоугонными цепями и следующий тост - за дружбу народов.
День 19. Танга - Могоча. 800 км.
Телевизор не смотрю уже лет семь, но в этой гостинке ему нашлось применение. Утро было прохладным и бодрым, мы быстро собрались, созвонились с Сашей Девилом из Могочи, напросились к нему на постой и выехали навстречу солнцу.
Вскоре Чита осталась позади и мы вышли на М-58 Амур. Для меня момент безумно волнующий, но мои спутники были равнодушны. Залили полные баки и канистры на Сутенере Уго. Дорога весьма неплохого качества, виды потрясающие, Уго откровенно чудил и резвился, то отставая, то уходя вперед. "This is a nice day, this is a nice road!!" - запомнился мне его возглас на одной из коротких остановок.
Заехали на Роснефть, следующая известная нам брендовая заправка будет только в Хабаровске, до нее еще тысячи полторы верст, но Дьевиль держится молодцом, поедая все подряд с возросшим аппетитом, то ли забился воздушный фильтр, то ли я значительно увеличил крейсер, дорога легко позволяет держать 140 - 150 км в час.
Здесь состоялась встреча с Витасом из Молдавии, который едет сами угадайте куда)) Медом там что ли намазано?
Заправщик с интересом слушал наши разговоры, наблюдая за международной встречей, и, засмотревшись, основательно полил Гуся бензином. Под культурную (и не очень культурную) ругань мот был откачен на солнышко, Витас остался сушиться, а мы покатили дальше, договорившись встретиться в Могоче.
Километры пролетают быстро и вот мы въезжаем на самый густонаселенный байкпост на нашем пути, несколько мотов туда не влезло и Дьевиль ночевал в другом гараже в компании Голды и злой ИксЭкрки, а мы же совершили коллективный закуп пельменей и уселись за стол. Вечер был хорош, звучали тосты и рассказы о дальних краях, приятно оказаться в компании единомышленников. Купленное к пельменям пиво с иероглифами и драконом на этикетке, оказалось псевдокитайским, делают его наши пивные магнаты и на вкус оно не очень.
Ближе к ночи народ улегся ровным слоем по всему свободному пространству диванов, кресел полов и стен, спустя некоторое время наступило прохладное утро
Дня 20-го. 830 км. Наутро людей стало больше, ночью приехали калининградские ребята, которых мы встречали на въезде в Бурятию. Наша компания тоже увеличилась, с нами поехал Ренат из Красноярска. На выезде из гостеприимной Могочи заправили толпу мотов на допотопной АЗС, и мы снова в пути на восток.
Первая остановка - памятник невинно убиенным в пути. Постояли, посмотрели на ржавые клочья металла, - видимо, остатки сгоревшего кафе, - оставили свою наклейку в беседке. Уго, выслушав рассказ о печальных событиях, произошедших на этом месте, отвязал от Сутенера зеленый шейный платок, то ли свой талисман, то ли чем-то еще важную для него вещь, оставил его на памятнике.
Только здесь пришло понимание того, насколько далеко мы забрались от дома, насколько огромна территория России и что наше путешествие подходит к концу. Некоторое время еду дальше в полном разладе с самим собой и окружающей действительностью, мысли, так стройно державшиеся всю дорогу, разбрелись по голове в полном хаосе.
В Ерофее Павловиче заправляемся на еще более древней заправке, вновь встречаем калининградца Юру, тот тщетно ищет лампочку в фару.
Идем дальше, проходим поворот на Магадан, облепленный символикой многих путешественников, наконец-то мы одни на трассе и никто не говорит с гордым видом: "Еду в Магадан." Можно снова расслабиться и почувствовать себя крутыми туристами))) Ситуация с заправками теперь попроще, появляются зеленые заправки "Альянс". Они вполне современны, с магазинами, да и бензин вполне достойный, хоть и огорчает ценником в 40 рублей за литр АИ-92. На одной из таких заправок встретили немца на популярном немецком мотоцикле, кажется, ответом на мое дружелюбное приветствие был посыл куда подальше, от радостного и англоговорящего Уго этот странноватый тип вообще шарахнулся как от огня. Зачем ехать с таким настроем в путь мне неясно…
Тут же произошел единственный неприятный момент, связанный с местными нравами, о которых нас не раз предупреждали. Крутой перец на большом жипе заехав на АЗС увидел две колонки, занятые мотоциклами иностранцев, которые ушли платить в кассу, возле них были мы с Ренатом, и в очень бескультурной форме, выражаясь плохими словами, потребовал немедленно их убрать. Услышав в ответ русский мат и разглядев еще пару мотов в стороне быдло присмирело и укатилось в сторону, ждать своей очереди.
К вечеру докатились до Свободного, из сказки путешествия вырвал звонок телефона, звонили из дома, предлагали путную работу. "Какую работу, зачем работу, какой еще дом.." - думал я, вяло отказываясь от предложения, но после этого ощущение близости конца путешествия накатило еще сильнее.
Под эти грустные мысли за нами приехал Сергей Алюминий и проводил к себе домой. Уго восторженно защелкал объективом на дымящийся самовар и мы наслаждались прекрасным вечером в гостеприимном доме под разговоры о жизни на другом конце страны, алюминиевом мотоцикле погибшего француза и путешествиях, прошлых и будущих. Уснули мы под мурканье двух одинаковых кошек и шебуршание выводка котят))
День 21. Свободный -Благовещенск. 160 км.
Уехали из Свободного после небольшой экскурсии по городу и осмотра мастерской Сергея. Алюминиевый мотоцикл стоял разобранный под охраной гаражного кота Коти. Наши дороги расходятся, Сергей остается дома, Ренат и Уго уходят на Владик, а мы едем в Благовещенск. Завтракающие на обочине дальнобойщики фоткают нашу компанию, и мы разъезжаемся в разные стороны.
Попетляв по сопкам, сбившись пару раз с пути и едва не выскочив на военный полигон, мы въезжаем в Благовещенск, где нас встречает Cтас St28 на "Черном Дьяволе")).
Дома у Стаса оказались две крайне нужные нам вещи: интернет и душ. Про душ все ясно, а в интернете были заказаны билеты на самолет. Ценники на неделю вперед очень огорчали, относительно вменяемая цена была только на билеты в последний день отпуска Лены, их мы и оплатили. Я снова начал страдать оттого что близкий конец путешествия принял уже четкую дату, но сильно горевать было некогда, Стас загрузил нас в автобус и повез в речной порт, попутно рассказывая о своем городе. Но вскоре он смог вздохнуть спокойно, навязчивые гости купили билеты, прошли таможню, заняли места на корабле и отчалили в сторону китайского города Хэй-Хэ.
За границей сначала было слегка напряжно, кругом иероглифы, на ветру трепещут красные флаги, по пристани расхаживают солдаты с автоматами, но обстановку разрядил радостный крик русского матроса. "Салют, уроды!!!" - приветствовал он китайцев на причале. Посмеявшись, мы сошли на землю и наткнулись на кустомизированный китайский чкутер.
Про прохождение китайской таможни подробно написала Лена, и, долго ли, коротко ли, мы дошли до огромного колеса обозрения и взглянули на города с высоты. Кстати, кабинка китайского колеса закрывается снаружи, так что устроить суицид не получится, а понервничать, откроют ли ее вовремя - легко)) Разница между землями, разделенными рекой, колоссальна, в Китае нет ни одного пустующего клочка земли, везде либо что-то построено, либо что-то выращивается. Даже огороженный кусок земли под чертовым колесом - мини зоопарк, там гуляют пугливый олень и приставучий козел. Травы вокруг него предостаточно, но трава из-за забора явно вкуснее.
Пешком дошли до пафосной гостиницы, удивляясь чистоте и прилизанности улиц, обилию цветов и приставучести китайских таксистов. Ценник за номер около 150 вечнозеленых нас слегка шокировал, и мы позвонили местному гиду Ане, причем Аня в данном случае имя нарицательное)) Под чутким руководством Ани мы поели в ресторане (порции огромные, съесть целую пекинскую утку, которую подают с головой, и тазик салата - та еще задача) и заселились недорогую гостиницу. Наша китайская Аня снова удивила своей непосредственностью и предложила массаж и крутых девочек. Кажется, Лена хотела ее ударить, но та уже ускользнула, прокричав из коридора, что приедет завтра.
Мы же пошли бродить по городу, удивляясь контрастам Китая: возле чистейших накрахмаленных простыней третьесортной гостиницы валяется сигаретный пепел, сверкающие новейшие машины расталкивают нищих стариков, волокущих на трехколесных велосипедах немыслимые грузы, в трех метрах в сторону от вылизанных проходных улиц дикая грязь и вонь темных закоулков. На центральной пешеходной улице броуновское движение толп народа, каждый пытается что-то впарить: веер, китаефон, массаж или ядерную боеголовку. Останавливаться нельзя ни на минуту, только так можно избежать назойливых приставаний. Кругом танцуют группы китайцев и жарятся удивительно <s>вонючие</s> ароматные <s>червяки</s> национальные блюда. Александр Сергеевич смотрит на местный хаос с неодобрением и тоской.
Завершение дня мы отпраздновали лимонадом со вкусом фломастера и пошли в кровать - дожидаться, когда наступит
День 22. Стоянка в Хэй-Хэ и вечер в Благовещенске. 0 км.
Утром снова гуляем по пешеходной зоне, народа поменьше и дышится легче, даже бронзовый Пушкин словно повеселел. На завтрак принесли кастрюлю супа, мы дома такую на неделю варим. Удивившись гигантскому автовозу мы с нашей старой знакомой Аней доехали до набережной Амура и, попрощавшись и рассчитавшись с ней, пошли в сторону порта. По пути встретили местного бомжа, бурундука, медведя-алкоголика, захоронение военачальника, интернациональную толпу матрешек и группу китайских тру-байкыров. Почувствовав лучи пафоса от новеньких байков и не менее новенького экипа, подходить не стали, вдруг заразимся?))
Сама набережная на реконструкции, мы шли по парку возле нее, и, незадолго до выхода в порт, уперлись в глухую стену, пришлось обходить козьими тропами, знай наших))
Оказалось, что спешили зря, и наш корабль задерживается на час, проходит "Заплыв Дружбы" и <s>нелегалы</s> спортсмены вплавь добираются из России в Китай. Но ожидание не вечно, и вот мы ступаем на родную землю и едем к Стасу, где знакомимся с его женой Таей.
После ужина ребята устроили нам прогулку по Благовещенску, классный город, есть на что посмотреть, одна действующая пограничная вышка на набережной чего стоит. После китайского бедлама глаза и уши отдыхали и наслаждались)) Китай же оставил двоякое впечатление, о нем расскажу чуть позже.
День 23. Благовещенск - Биробиджан. 540 км.
Прощаемся на заправке с нашими благовещенскими друзьями, на память получаем классную открытку ручной работы и бодро катимся мимо угольных карьеров и электростанций в сторону Амурки. Остановки стараемся свести к минимуму, ибо жарко и опасно, воздух наполнен летающими тварями, которые запросто прогрызают мотоштаны. На заправке под Новобурейском встречаем местного байкера и расспрашиваем где приткнуться в Хабаровске, тот дает телефон Шамана и рекомендацию спросить у него. Позвонить не успели, минут через десять Шаман приехал сам, дал координаты Лехи Толстого из Хабаровска и проводил до стелы Москва - Владивосток. Это без комментариев, это восторг и кусок счастья, побывать в этом месте - достижение для меня.
Перед Еврейской автономной областью основательно промокли, ливень начался так же внезапно, как и кончился. Это было даже в кайф, на недолгое время стало не так жарко и пропал сон. Спать отчаянно захотелось перед Биробиджаном; напившись энергетика, принимаем волевое решение дойти недостающие километры до Хабаровска и звоним Лехе Толстому. Но его мы неожиданно застаем в Биробиджане, он в гостях у местного клуба NIGHT WANDERER 79, скоро там же оказываемся и мы. Поставив мот на стоянку и закинув вещи в гостиницу, ключ от которой отдали нам (ключ не от номера, а от всей гостиницы)), мы попадаем на самую необычную пьянку в моей жизни. Ну не каждый день мне доводиться пить водку под уху из сома в компании якутов из НВ в городе Биробиджан. Поздним вечером приезжают трое ребят из Москвы и Подмосковья, удивительная встреча, однако)) Вечер плавно перетекает в ночь, и мы отчаливаем в гостинку.
День 24. Биробиджан - Хабаровск. 200 км.
Раскачивались очень долго, вчерашние посиделки и огромная разница во времени с Москвой дали о себе знать. В гостинице, которая на самом деле не совсем гостиница, а еще и спортивный комплекс детской команды по вольной борьбе, Лена зависла в спортзале. Я же, прокатившись по двум центральным улицам Биробиджана, вернулся в наше временное жилище и разговорился тренером этой самой команды и, одновременно, начальником этого комплекса, очень интересный человек.
Выехали часа в четыре по местному, по пути заехали в Волочаевку и, несколько раз приложившись брюхом Дьевиля о камни, поднялись к памятнику героям Гражданской войны. Почему-то это место оставило самое сильное впечатление за всю поездку. Двухэтажное здание - это бывший музей, но он разграблен и окна заложены кирпичом. Через узкий лаз в разбитой кладке пролезаю внутрь, тусклый свет фонарика освещает обгоревшие стены, в них вертикальные щели, видимо, там была проводка. Под мотоботами хрустят битые бутылки и куски кирпича. На крыше - бетонный красноармеец рядом с красным флагом, выцветшим и изорванным, он смотрит на мир с какой-то детской обидой и недоумением, наверное, действительно грустно погибнуть за свиней, отнесших свою историю в металлолом. Чуть ниже памятник маршалу Блюхеру и недавно построенная часовня с выбитыми стеклами. Все эти вещи из разных времен, в них восхваляли разных героев, уже и не разобрать, кто прав, кто виноват, зато разруху видно невооруженным глазом, и она действительно не в туалетах, как говорил классик..
В глубокой задумчивости, периодически ловя засыпающую Лену, въезжаем в Хабаровск. Полюбовавшись пейзажем с рыженькой купюры едем вдоль Амура в гараж к Лехе, там продолжаем вчерашнее застолье, которое плавно переходит в квартиру его соклубника Жени. Там нас поразила вечная сиамская кошка, 24 года - это вам не шутки, и порадовали песни под гитару. Еще запомнились рассказы о недавнем наводнении в Хабаровске, жуть однако.
День 25. Хабаровск - о. Русский. 800 км. Последний рывок.
Попрощавшись и сфоткавшись на память, выруливаем в сторону Владивостока. Ощущения от близости к цели непередаваемые, но ехать становиться труднее - дорога портится и трафик на ней весьма неслабый. Мы уже отвыкли от такого множества машин. Вдогонку нам выезжает Ренат, мы думали, что он уже едет домой, но нет, по пути во Владик заехал к друзьям в Ванино. На восьмикилометровом ремонте делимся бензином с камчатским пареньком на Ямахе, тяжело ему будет с маленьким баком. Зато его путешествие только начинается, а наш одометр отсчитывает последние сотни километров до восточного края России. Около Спасска-Дальнего встречаемся с Ренатом, дальше едем вместе. За пару десятков до Владивостка теряем в зеркале нашего спутника, развернуться не вариант, посреди дороги отбойник. Деваться некуда, собираюсь аккуратно проехать против шерсти, но, развернувшись на обочине, вижу фару, приближающуюся к нам. Оказалось, чуть было не было, Ренат не рассчитал скорость и зацепил дугой и ногой отбойник на крутом повороте, благо обошлось без серьезных повреждений, только синяк в форме наколенника.
Проезжаем длиннющий низководный мост и вот она, заветная табличка!!! Дошли!!! Дошли!!! Мы на другом краю России!!! Мы сделали то, во что я сам до конца не верил и с трудом верю сейчас!!!
Дальше больше, едем к Сереге Джокеру на остров Русский, дорога петляет в тумане, словно в облаках, водяная пыль ощутима, она ложится ровным слоем на визор шлема, на пыльный мот, отчаянно громыхающий умершей вилкой. Когда мы выехали на мост, разум уже отказал, это была уже какая-то перегрузка впечатлениями))) Клочья тумана и корабли внизу, неприступные скалы и бетонные глыбы береговых батарей, тросы моста уходят в бесконечность серой пелены, верхушек опор моста совсем не видно.
Поселились в бунгало у Сереги Джокера, море было в шаговой доступности, всего-то надо спуститься по лестнице метров двадцать вниз - и вот оно, Японское море, часть Тихого океана, фантастика.. Мотоботы я там не омыл, но сам омылся основательно.
День 26,27,28,29,30.
Эти дни были и насыщенные, и одновременно чего-то не хватало, цель, которой мы жили прошедший месяц, достигнута, и что делать дальше - непонятно.. В какой-то непонятной растерянности покатались по Владивостоку, вилка стучит все громче, крепление кофра лопнуло пополам, аморт пережевал сам себя и умолк, работала, судя по всему, одна пружина, зад просел так, что приходилось ставить подножку в ямку, иначе мот падал. В довершение всего я положил мот отдохнуть на перекрестке, выставив ногу на замасленную разметку.
На следующее утро проводили Рената домой, после закупили бензина и еды, для этого Лене пришлось освоить управление праворукой Тойотой, и вышли в морской круиз на катере Джокера. Красоты берегов потрясающие, это не передать словами, я нырял в кристально чистую воду и привез на память несколько иголок морских ежей в ноге, вообще морской транспорт с мотором в 250 лошадей - это вам не шутки, от скорости и волн захватывает дух, но бензина для часового катания моему Дьевиллю хватило бы дня на три безостановочного пути))
После отправки мота домой сняли квартиру у какого-то ушлого барыги, и целый день гуляли по городу. Громады военных кораблей завораживают, конечная точка железной дороги на городском вокзале, подводная лодка-музей, Владивостокская крепость, набережная, Золотой мост... об этих местах Владивостока гораздо лучше меня расскажут туристические путеводители, не буду тратить на это время читателей.
Утром тридцатого дня мы сели в самолет и за девять часов преодолели расстояние, на которое потратили месяц. Видеть Москву было откровенно противно, простите… Пара часов на электричке - и мы дома. Лена, совершив трудовой подвиг, утром вышла на работу, а я, придя в гараж, тупо уставился на запыленную машину и несколько секунд соображал, как ей управлять. Праздник прошел, наступили будни.
***